Концепция

«Русский Культурный Центр» Тольятти
Самарской области

Скачать концепцию

Тольятти, 2015

Краткое содержание
В послании к Федеральному Собранию Президент России В.В. Путин поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества».

Одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности на национальных и цивилизационных основах.

Миссия Русского Культурного Центра – Укрепление единства Российской нации в городе перед лицом новых исторических вызовов, развитие гражданственности и патриотизма в молодежной среде, формирование идейной платформы для объединения различных этносов и народностей в духе добрососедства и соработничества.

Цель Русского Культурного Центра в сфере духовно-нравственного воспитания – развитие в обществе высокой духовности, становление активных граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах города и Отечества.

Работа Русского Культурного Центра осуществляется на основе партнерства в десяти ключевых направлениях:
Направление / Партнеры:
1.История, Литература, Русский язык /Преподавательский состав общеобразовательных школ;

2.Культура и искусство / Профессиональные объединения художников, скульпторов, культурологов и т.д.;

3.Православная этика / Русская Православная Церковь, Самарская Епархия;

4.Военно-патриотическое воспитание / Военно-патриотические клубы, Казачьи формирования;

5.Демография, многодетные семьи / Всероссийское родительское собрание, Сообщество многодетных семей ;

6.Программа «Служу России» / Органы власти и местного самоуправления;

7.Массовые мероприятия / Технический музей ВАЗа, ДК Тольятти, Краеведческий музей, Библиотеки;

8.Информационная политика / Представители СМИ, информационный отдел мэрии;

9.Межнациональный и межрелигиозный диалог / Религиозные и национальные общины, Национальные культурные центры, Дом Дружбы Народов;
10.Профилактика этнического национализма и политического экстремизма / МВД, ФСБ, Прокуратура, Общественные организации.

Основным критерием результативности является уровень духовной культуры как отдельной личности, так и населения в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности.

Результатом функционирования системы духовно-нравственного воспитания Русского Культурного Центра должны стать духовный и культурный подъем, снижение остроты духовно-нравственного кризиса в городе, активизация духовно и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей и подростков.

Деятельность Русского Культурного Центра призвана способствовать восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя ядра русской цивилизации – русского народа, а также коренных народов России и представителей всех национальностей и вероисповеданий, всех граждан.

Концепция деятельности Русского Культурного Центра

 

  1. Введение

В последние годы проблеме духовно-нравственного воспитания уделяется пристальное внимание. В послании В.В.Путина к Федеральному Собранию, он оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере, как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «Если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе». И поставил задачу «укреплять прочную духовно- нравственную основу общества». Развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем.

Одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности на национальных и цивилизационных основах. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что по сути является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения.

Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с ценностями русской цивилизации.

И в связи с этим переосмысливается роль Православия и других конфессий в истории России и по-новому оценивается их принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека.

Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, религиозной, этнической.

Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества – принять в качестве опоры тот духовный пласт, который всегда был ею и который стал бы определяющим
мерилом в сознании современного общества.

Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности.

В Концепции сформулирована суть деятельности Русского Культурного Центра в сфере духовно-нравственного воспитания, определены закономерности и принципы, роль и место государственных органов, других общественных объединений и организаций в духовно-нравственном воспитании в современных условиях, представлена система программных мероприятий.

  1. Основные понятия
  2. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

Духовность – мера приближения человека к Богу, устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу – к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться,
внутренне освободиться от обыденности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является
совесть, а проявлением духовности – любовь.

Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность – это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Духовно-нравственное воспитание – процесс формирования у человека: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли); а также содействия в познании религиозных истин.
III. Цели, задачи и принципы духовно-нравственного воспитания

 

Цель Русского Культурного Центр в сфере духовно-нравственного воспитания – развитие в обществе высокой духовности, становление активных граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах города и Отечества.

Цель определяется общей потребностью россиян, в целом, и жителей, в частности, в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества и всего общества; в
духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины.

Достижение указанной цели осуществляется посредством решения Русским Культурным Центром следующих задач:

Стратегические задачи:
возрождение и формирование у населения духовных ценностей;

формирование бережного отношения к культурному наследию народов России, природе страны, людям и природному окружению своей местности, истории и традициям;

усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных русской цивилизацией на протяжении своей истории;

усвоение и воплощение в жизнь нравственных традиций русского народа и своего этноса;

сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня;

гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим;

утверждение в сознании общества положительного образа многодетной семьи и необходимости защиты священного дара жизни;

формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку.

Тактические задачи:
активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов;

усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни городских и региональных средств массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия и низменных инстинктов;
координация взаимодействия образовательных учреждений, органов управления образованием, культурой, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и подростков;

сохранение исторической преемственности поколений;

развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; формирование духовно-нравственных качеств личности;

воспитание патриотов России, граждан правового государства, осознающих себя соборной личностью, проявляющих национальное и религиозное уважение друг к другу;

развитие культуры межэтнических отношений;

изучение географии и истории своей страны, своего города;

формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России;

изучение, охрана и восстановление культурного наследия России; приумножение ее культурных богатств.
Организационные задачи:
интеллектуальная поддержка и содействие в координации деятельности различных социальных институтов, областных и муниципальных органов власти и общественных организаций;

концентрация ресурсов, выделяемых для духовно-нравственного оздоровления общества; обеспечение более эффективного использования этих ресурсов;

интеграция задач духовно-нравственного воспитания и просвещения в социальные, оздоровительные и педагогические программы.
Основными принципами духовно-нравственного воспитания являются:
принцип содействия системно-организованному подходу, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех областных, муниципальных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию населения;

принцип ценностной ориентации. Духовно-ценностные ориентации – это те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности и общества; принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;

принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения населения и его ценностных установок, ориентированных на интересы города. Принцип активности проявляется в творческой деятельности по улучшению
окружающей информационной среды, в волевых качествах, обучении;

принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие. Принцип включает в себя знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, сохранять их в памяти. Историческая память является базой, фундаментом для формирования духовно-нравственной личности;

краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своего города и района. Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах (краеведческие музеи, выставки, клубы и т. д.);

принцип воспитания на традициях. Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т. п.;

лингвистический принцип, требующий всемерного сохранения и развития русского языка как средства межнационального общения и языка своей нации, народности, как средства сохранения и воспроизводства культуры своего народа;

принцип информационной защищенности. Суть этого принципа заключается в признании прав общества на обеспечение защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного и духовного здоровья.

Все названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе всей совокупностью воспитательных средств.

 

  1. Направления организации работы по духовно-нравственному воспитанию

 

Основными направлениями работы по духовно-нравственному воспитанию являются:
В сфере образования:
включение духовно-нравственных компонентов в воспитательную деятельность образовательных организаций;
включение мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в деятельность образовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, вовлечение в данную работу родителей и общественных организаций;
проведение конференций, семинаров, совещаний по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
организация профильных смен историко-краеведческой, духовно-патриотической направленности для детей и подростков;
организация внешкольных мероприятий: экскурсии, десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т.д. в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства;
усиление взаимодействия семьи и школы для духовно-нравственного развития и соборного воспитания детей и молодежи;
создание научно-методических рекомендаций по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и подростков для различных уровней системы образования;
проведение научно-практических семинаров по гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и подростков для руководителей образовательных организаций, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по
гражданскому, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и подростков для специалистов разных уровней;
разработка положений и проведение конкурсов ученических работ школьников, научных работ студентов и молодых ученых по гражданской, патриотической и духовно-нравственной тематике;
разработка программ и методических рекомендаций по туристско-экскурсионной краеведческой работе с учетом возрастных особенностей восприятия учащимися материала гражданского, патриотического и духовно-нравственного содержания.

В сфере здравоохранения и развития физической культуры:
содействие центрам психологической помощи роженицам и матерям-одиночкам;
формирования у населения в целом устойчивых стереотипов здорового образа жизни, обучение населения методам самоконтроля состояния здоровья;
развитие системы мониторинга физического состояния здоровья населения, физической подготовленности и развития;
содействие развитию центров сопровождения детей с ограниченными возможностями;
создание условий для организации семейного отдыха;
усиление информационно-просветительской работы с несовершеннолетними по вопросам здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, пропаганда ценностей здоровья в средствах массовой информации;
формирование и сохранение психологического здоровья населения, в том числе детей и подростков, позволяющего каждому человеку не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать развитию общества;
формирование духовно-нравственных качеств личности, делающих ее способной противостоять негативным факторам современного общества.

В сфере культуры:
сохранение уважения к родному языку, к самобытной культуре, к памяти своих предков, к отечественной истории, которые являются базой для укрепления единства и суверенитета страны, служат основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических
отношений;
возрождение русских традиций, включая национальные обычаи, обряды, родной язык, через создание художественных произведений, концертных программ, театральных постановок, организацию фестивалей, праздников и иных видов массовых мероприятий, проведение этнографических экспедиций;
активизация различных форм семейного досуга, трансляция через семью нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций;
содействие созданию центров духовно-нравственного воспитания;
разработка и реализация информационных проектов в сфере культуры, в том числе направленных на формирование имиджа Тольятти как крупного культурного центра трудового народа;
рост числа публикаций, посвященных информации о культурной жизни в России в средствах массовой информации.
В сфере семейной политики:
содействие популяризации семейных ценностей в обществе, оказание поддержки семьям во внедрении традиционных методов духовно-нравственного, семейного воспитания, способствующих развитию религиозного мировоззрения и любви к Родине;
возрождение и укрепление семейных традиций, духовности и нравственности в обществе;
содействие объединению усилий органов государственной власти Самарской области, муниципалитета и общества, направленных на выработку единых подходов к сохранению и укреплению социального института семьи;
содействие созданию условий, способствующих формированию репродуктивного поведения супружеских пар на осознанное рождение двух и более детей, переход от малодетности семьи к социальным нормам многодетности;
обеспечение условий для роста воспитательного, духовно-нравственного потенциала семьи, предупреждение насилия в семье;
формирование позитивного «просемейного» общественного мнения, повышение в обществе престижа многодетной и социально благополучной семьи;
содействие повышению ответственности родителей за создание условий по жизнеобеспечению, воспитанию, образованию и развитию детей.

В сфере молодежной политики:
разработка и рекомендация нормативно-правовой базы, определение стандартов в сфере региональной молодежной политики;
развитие системы информационного обеспечения молодежной политики, развитие системы мониторинга состояния реализации молодежной политики (обратная связь);
повышение уровня гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания молодежи;
содействие деятельности и формирование независимых активных общественных молодежных организаций и представительных органов (студенческого совета, молодежной палаты, советов молодых специалистов в организациях и пр.);
формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической жизни;
содействие повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, снижению уровня безработицы, росту деловой активности и предприимчивости молодежи;
содействие улучшению социально-бытовых и жилищных условий молодых семей, повышению уровня рождаемости;
пропаганда семейных ценностей, снижение числа разводов;
улучшение физического здоровья и психического состояния молодых людей, снижение уровня наркомании и алкоголизма в молодежной среде, формирование у молодых граждан потребности в здоровом образе жизни;
развитие молодежного спорта и туризма;
привлечение бизнеса к развитию инфраструктуры молодежного досуга в области;
взаимодействие с органами МВД в целях снижения количества правонарушений среди подростков и молодежи.

В сфере совершенствования системы патриотического воспитания граждан:
поддержка общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации;
организация посещения молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
формирование авторитета и уважения к государственным символам, активное их использование в духовно-нравственном воспитании и развитии подрастающего поколения;
активное использование внешней атрибутики и символики в идейно-воспитательной работе, формирование авторитета и уважения к государственным символам, ознакомление с правилами их использования;
проведение торжественных мероприятий, посвященных государственным праздникам и дням воинской славы.

В сфере профилактики межнациональных и межрелигиозных конфликтов:
принятие профилактических, воспитательных и пропагандистских мер, направленных на предупреждение межнациональных и межрелигиозных конфликтов, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих появлению и развитию межнациональных и межрелигиозных конфликтов, на основе комплексного подхода к анализу
причин возникновения и распространения межнациональных и межрелигиозных конфликтов, противодействие распространению экстремистских материалов через средства массовой информации и сеть Интернет;
формирование в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национальной исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, национального мира и согласия;
совершенствование правовых основ научного и экспертного обеспечения раннего предупреждения межнациональных конфликтов, проявлений агрессивного национализма и связанных с ними криминальных проявлений, массовых беспорядков, проявлений экстремизма и терроризма;
принятие правовых и организационных мер по предотвращению и пресечению деятельности, направленной на возрождение националистической идеологии, воспроизводящей идеи нацизма, на обеление этих идей;
вовлечение этнокультурных и общественных объединений, религиозных организаций в деятельность по развитию межнационального и межконфессионального диалога, возрождению семейных ценностей, противодействию экстремизму, национальной и религиозной нетерпимости;
организация с участием институтов гражданского общества и интернет-провайдеров противодействия пропаганде идей экстремизма и девиантного поведения в социальных сетях и Интернете;
предотвращение и пресечение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, разжигание расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

В сфере использования средств массовой информации:
мониторинг соблюдения требований действующего законодательства о рекламе, развитие социальной рекламы;
обеспечение защиты детей и подростков от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;
увеличение количества радио- и телепередач, публикаций, демонстрирующих положительные модели социального поведения, формирующих стереотипы добрососедства;
усиление духовно-нравственной направленности при освещении событий и явлений общественной жизни региональными средствами массовой информации, активное противодействие пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия;
активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в СМИ, преодоление при этом сложившихся негативных стереотипов и комплексов;
целенаправленное и творческое освещение духовно-нравственных идей, противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в СМИ, литературе и искусстве;
организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в СМИ;
привлечение печатных и электронных СМИ для формирования «просемейного» общественного мнения, пропаганды ценностей семьи, семейного образа жизни, семейных форм воспитания детей, позитивного опыта становления молодых семей, ответственного материнства и отцовства,
многодетности;
использование СМИ и иных информационных ресурсов при проведении пропагандистской деятельности, популяризации ценностей русской цивилизации (Бог, Родина, семья, здоровье, знания, патриотизм, труд, служение отечеству, активная жизненная и гражданская позиция, ответственность и др.);
регулярное освещение в СМИ итогов работы в сфере духовно-нравственного воспитания.

 

  1. Механизмы реализации

Духовно-нравственное воспитание должно быть плановым, системным, постоянным в деятельности Русского Культурного Центра.

Правовой основой духовно-нравственного воспитания на современном этапе являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы Российской Федерации «Об образовании», от 28 марта 1998 г. № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 05 декабря 2010 г. № 795-ФЗ «О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Самарской области в части, касающейся вопросов духовно-нравственного воспитания.

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения включает в себя соответствующие областные государственные и муниципальные учреждения, общественные организации, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс конкретных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию населения.

Система духовно-нравственного воспитания и просвещения охватывает все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, учебных заведений, трудовых и иных коллективов и заканчивая высшими органами местного самоуправления. Она предполагает организацию мероприятий духовно-нравственной направленности как на региональном и муниципальном уровнях, в отдельных коллективах, так и проведение индивидуально-воспитательной работы с отдельно взятой личностью.

Ведущее место в системе духовно-нравственного воспитания занимает семья. Семья, являясь ячейкой общества, несет в себе традиции, обычаи и предания этого общества. В семье начинается процесс духовно-нравственного воспитания личности, который в дальнейшем продолжается в образовательно-воспитательных, трудовых, воинских коллективах, культурно-просветительских
учреждениях, в общественных организациях.

В системе духовно-нравственного воспитания важнейшей составляющей является массовая работа, организуемая и проводимая на постоянной основе муниципалитетами и областными администрациями при активном участии средств массовой информации, представителей научных и творческих союзов, ветеранских, молодежных и других общественных организаций, Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий.

Система духовно-нравственного воспитания не может оставаться в неизменном виде. Её изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы духовно-нравственного воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах жизни общества в целом.

Нормативно-правовое обеспечение духовно-нравственного воспитания включает в себя совершенствование нормативной базы и определение социально-правового статуса духовно-нравственного воспитания, роли, места, задач, функций органов местного самоуправления, каждого ведомства, организаций как составляющих элементов единой системы духовно-нравственного воспитания с учетом их специфики.

Нормативно-правовое обеспечение включает:

подготовку и принятие законодательных актов по созданию системы духовно-нравственного воспитания населения в городе;

заключение соглашений о сотрудничестве и разработке программы совместных действий с органами управления образованием, здравоохранения, культуры и спорта и РПЦ;

проведение социологических исследований по проблемам духовно-нравственной жизни населения области;

создание группы по экспертизе областных и муниципальных законопроектов и воспитательно-образовательных программ на соответствие духовно-нравственному воспитанию;

анализ и обобщение опыта духовно-нравственного воспитания в области и городе;

создание исследовательских лабораторий по проблемам духовного и нравственного воспитания в городе;

разработку и внедрение учебных и просветительских программ формирования у детей, молодежи и населения в целом устойчивых стереотипов здорового образа жизни.
Программное и организационно-методическое обеспечение предполагает

фундаментальную разработку комплекса учебных и специальных программ, методик по организации и проведению духовно-нравственного воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории населения;

развитие и совершенствование форм и методов воспитания, осуществляемого управлениями и ведомствами, институтами воспитания и общественными организациями;

обобщение результатов учебно-методических разработок, информирование о новациях в этой области представителей системы образования, организаторов массовой духовно-нравственной работы;

регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учётом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ.

Предполагается:
формирование комплекса предложений по интеграции духовно-нравственного компонента в действующие на уровне области и города гуманитарные программы и реализация этих предложений;
создание базовых экспериментальных площадок в медицинских и педагогических учреждениях области, а также родительских лекториев;
подготовка, создание и распространение книг и печатных материалов духовно-нравственного содержания;
формирование библиотек для родителей в образовательных учреждениях, при семейных клубах, объединениях, воскресных школах, распространение лучшего опыта семейного воспитания в областных средствах массовой информации;
создание православно-ориентированных родительских общественных объединений, семейных клубов;
содействие работе приходских воскресных школ.
Информационно-просветительское и культурно-просветительское обеспечение духовно-нравственного воспитания – утверждение духовно-нравственных ценностей в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах граждан России;

активное использование элементов духовно-нравственного воспитания в средствах массовой информации, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана;

противодействие всем попыткам дискредитации, девальвации духовно-нравственных ценностей в средствах массовой информации, литературе и искусстве;

целенаправленное и творческое использование позитивных возможностей духовно-нравственных идей в процессе осуществления воспитательной деятельности со всеми категориями подрастающего поколения при активном участии соответствующих социальных и государственных институтов, особенно управлений образования и науки, культуры, по делам молодежи, здравоохранения, социальной защиты населения, физической культуры и спорта.

Предполагается:
разработка программ и рекомендаций по усилению патриотической и духовно-нравственной направленности для местных средств массовой информации;
организация постоянно действующих рубрик по духовно-нравственному воспитанию и просвещению в средствах массовой информации;
организация и проведение Дней православной культуры;
организация работы городских православных лекторие;
проведение общественных чтений по основам социальной концепции Русской Православной Церкви;
проведение уроков милосердия в учреждениях общего, среднего специального, высшего и дополнительного образования;
создание видеофильма о духовном возрождении России;
комплектование фондов библиотек литературой на национальных языках;
создание телевизионных и радиовещательных образовательных программ, направленных на развитие духовности подрастающего поколения;
создание в областной газете специальных тематических рубрик, воспитывающих патриотические, духовно-нравственные качества населения;
разработка мероприятий и организация работы по противодействию распространения в среде детей, подростков и молодежи курения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности.

Научно-теоретическое и научно-методическое обеспечение означает организацию исследований в сфере духовно-нравственного воспитания и использование их результатов в практической деятельности;

разработку методических рекомендаций по проблемам формирования и развития духовно-нравственной личности;

обогащение содержания духовно-нравственного воспитания посредством включения в него культурно-исторического, этического и других компонентов на основе важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук;

научное обоснование путей приобщения населения, особенно подрастающего поколения, к духовно-нравственным ценностям, их духовного освоения.

Это предполагает:
формирование научных коллективов по экспертизе и доработке программ по духовно-нравственному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах, учреждениях дополнительного образования, средних специальных образовательных учреждениях, вузах;
отбор и оценка степени применимости на уровне города имеющихся программ по духовно-нравственному воспитанию для дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, дополнительного, среднего специального и высшего образования;
создание экспериментальных площадок для апробирования новых форм и методов педагогической деятельности по вопросам духовно-нравственного воспитания;
организация работы по интеграции духовно-нравственного компонента в содержание образовательных программ по различным методикам и учебным дисциплинам;
создание научно-методических рекомендаций и проектов наглядных пособий по духовно-нравственному воспитанию для различных уровней системы образования;
проведение серии установочных научно-практических семинаров по духовно-нравственному воспитанию для руководителей образовательных учреждений, текущих консультаций, заседаний научно-методических объединений и открытых мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для специалистов разных уровней;
курирование работы по духовно-нравственному воспитанию и преподаванию в дошкольных образовательных учреждениях, школах, учреждениях дополнительного образования;
проведение городских научно-практических конференций по духовно-нравственному воспитанию в системе среднего специального и высшего образования;
разработка положений и проведение конкурсов ученических работ школьников, научных работ студентов и молодых ученых по духовно-нравственной тематике;
разработка программ и методических рекомендаций по туристско-экскурсионной краеведческой работе с учетом возрастных особенностей восприятия учащимися материала духовно-нравственного содержания;
организация и проведение совместно с РПЦ городских конкурсов и олимпиад «Тольятти (Москва, Ставрополь и тд) — родной город»;
разработка сводной городской программы проведения молодежных досуговых мероприятий духовно-нравственного характера (праздники, паломничества, поездки, экскурсии);
создание единого информационного портала Русского Культурного Центра;
разработка и апробирование контрольно-диагностических материалов по определению уровня духовно-нравственной воспитанности выпускников дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательной школы, учреждений системы дополнительного образования.

Обеспечение взаимодействия различных ведомств в системе духовно-нравственного воспитания предусматривает повышение эффективности этой системы, ее закрепление на законодательном и нормативном уровне города, разработку модели реализации основных направлений деятельности по духовно-нравственному воспитанию населения.

Кадровое обеспечение предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня (представителей власти; управленцев и практических работников образования, здравоохранения, культуры и т. д.) в вопросах духовно-нравственного воспитания, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи духовно-нравственного воспитания населения, что предполагает:

проведение конференций, «круглых столов», семинаров по педагогическим и другим проблемам духовно-нравственного воспитания и просвещения населения;
поддержка постоянно-действующих учебных курсов-семинаров по духовно-нравственному воспитанию;
разработка и внедрение содержательных и методических учебных курсов и спецкурсов духовно-нравственной направленности для студентов средних специальных и высших образовательных учреждений области;
по согласованию с РПЦ поддержка внедрения учебного курса «Основы Православной культуры», в школах города, сузах и вузах;
проведение ежегодного «круглого стола» на тему: «Основные современные проблемы духовно-нравственного воспитания» с привлечением известных ученых, деятелей искусства, представителей духовенства;
проведение курсов повышения квалификации по духовно-нравственной тематике для различных категорий педагогов;
организация постоянно действующего методического семинара по духовно-нравственному воспитанию;
проведение регулярных встреч педагогов с духовенством;
организация паломнических поездок по святым местам.
Финансово-экономическое обеспечение духовно-нравственного воспитания означает оказание финансовой поддержки за счёт ассигнований из бюджетных и внебюджетных средств в реализации программ духовно-нравственного воспитания населения;

привлечение производственных и предпринимательских структур к решению проблем повышения эффективности духовно-нравственного воспитания.
Создание этих условий будет способствовать совершенствованию управления системой духовно-нравственного воспитания.

  1. Оценка результативности духовно-нравственного воспитания

Оценка результативности духовно-нравственного воспитания осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которая включает целенаправленность воспитательного процесса и его системный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия; широту охвата объектов воспитания.

Основным критерием результативности является уровень духовной культуры как отдельной личности, так и населения в целом, проявляющийся в мировоззрении, установках и ценностях, общественно значимом поведении и деятельности.

Результатом функционирования системы духовно-нравственного воспитания должны стать духовный и культурный подъем, снижение остроты духовно-нравственного кризиса в городе, активизация духовно и культурного сознания населения, повышение уровня нравственной воспитанности детей и подростков.

Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в Концепции, являются основой для решения важнейших задач духовно-нравственного воспитания, повышения активности населения в выполнении социально значимых функций в различных сферах жизни
общества.

В совершенствовании и развитии Концепции предполагается участие всех органов местного самоуправления, общественных объединений, научных союзов и организаций на основе их собственных инициатив. Отдельные положения Концепции могут уточняться и конкретизироваться в соответствии с законодательством Российской Федерации.