Информационная политика Межнациональный диалог Профилактика экстремизма

Круглый стол на тему «Русский культурный центр и национальный вопрос, профилактика экстремизма».

27 января 2015 года в Актовом зале Храма Казанской иконы Божьей Матери состоялся Круглый стол на тему «Русский культурный центр и национальный вопрос, профилактика экстремизма».
В мероприятии приняли участие руководители общественных организаций города, гражданские активисты, представители мэрии городского округа Тольятти и силовых ведомств. Экспертами круглого стола стали представители научного сообщества, в том числе из Москвы, которые выступали по телефонной связи.

Все авторы, пишущие и говорящие об экстремизме, едины в том, что это – крайность в оценках и действиях личности или группы людей. Традиционное для социальных наук понятие экстремизма означает как осознанную, так и неосознанную крайность во взглядах и поступках. Как любое «крайнее» явление, экстремизм асоциален. В ситуациях острых социальных кризисов именно радикальные элементы обладают максимальным потенциалом деструкции, способным перевернуть вектор развития общества.

Модератором мероприятия выступил И.А. Павлин — координатор Пасхального и Рождественского детских фестивалей Тольятти. Он отметил, что сегодня вопрос укрепления единства российской нации актуален, как никогда. Национальный вопрос — это такой вопрос, который всегда использовался и по сей день используется нашими геополитическими противниками с целью отрицательного влияния на нашу страну и ее граждан.

А.В. Самохин, к.и.н., доцент кафедры политологии, социологии и философии МГГУ им. Шолохова (г. Москва) рассказал присутствующим об исторических основах национальной политики в России, выделив несколько этапов ее становления. Основным его выводом был следующий: нужна общенациональная идея, которая сможет сплотить все народы России, а сам русский этнос должен понимать свою роль в качестве скрепляющего механизма для всех других.

Ю.А. Харламова, д.п.н., профессор из Московского Государственного Университета Путей Сообщений (МИИТ), Член редколлегии научного журнала «Власть», подчеркнула, что политический экстремизм свойственен не только для нашего современного времени, он свойственен для всех эпох, которое знало человечество. В зависимости от того, как формировалась геополитическая карта, так или иначе геополитический экстремизм имел место быть. В определенное время он был решающим фактором, в какие-то периоды он был второстепенным фактором, но так или иначе западные политики прибегали к этой технологии, чтобы разрушить своих оппонентов, в том числе Россию.

О.Ю. Якимов, руководитель отдела этноконфессиональных отношений мэрии г.Тольятти акцентировал внимание на том, что за последние 10 – 15 лет внутренняя миграция из полууправляемого процесса превратилась в стихийные потоки, прямо охватывающие более 30 миллионов человек.

Причины – «выдавливание» русскоязычного населения из вновь образованных стран СНГ и Балтии «на историческую Родину»; этнические конфликты и этнические чистки в Украине, Закавказье и Средней Азии; закрытие градообразующих предприятий и лишение государственной поддержки жителей депрессивных населенных пунктов Севера и Востока страны и пр.

Олег Юрьевич отметил, что в Самарской области проживают до 500 тысяч трудовых эмигрантов из Средней Азии и Кавказа, и руководство национальных диаспор не всегда могут контролировать своих представителей.

Н.П. Кутырева, заместитель руководителя Отдела религиозного образования и катехизации г.Тольятти сообщила, что на конец 2013 — первую декаду 2014 года было зарегистрировано около 22 500 мигрантов, которые законодательно были оформлены на территории городского округа Тольятти. Незаконно пребывали почти 1100 человек. В данное время, с ужесточением законодательства, наблюдается тенденция к снижению количества иностранных граждан из республик СНГ, особенно из среднеазиатского и кавказского регионов.

Экстремизм, как внешняя оболочка, является переходным мостом к радикализму. Особенно хорошо это заметно на российском молодежном экстремизме.

На первом месте стоит «фашизм», в содержание которого включают этнонационализм, расизм и религиозную нетерпимость. Его зеркальным отражением является «анти-фа» (антифашизм), включающий в себя космополитизм, глобализм, гомосексуальность, предельно агрессивное неприятие «фашизма», ложный ура- патриотизм. Третий тренд – религиозный фанатизм. Если два-три года назад речь шла исключительно об исламском фанатизме, то сейчас сюда добавилось
неоязычество и деструктивные секты политического толка.

Наталья Петровна добавила, что молодежные объединения у нас разноплановые. Они повторяют почти все объединения, существующие в России. В Тольятти представлены огромным количеством, можно сказать полным спектром, как общественные объединения, так и религиозные.

Проблема регулирования пассионарной энергии населения (то есть – стремления радикальных социальных групп молодежи к трансформациям общества) одинаково важна для всех государств. В перестроечный период отказ государства от регулирования пассионарной энергии своих молодых граждан привел, во-первых, к резкому росту радикальной (до экстремистской) социальной самодеятельности молодежи, во-вторых, к широкой экспансии внешних экстремистских организаций (от тоталитарных сект до политических движений и фан-клубов).

Формирование у молодежи необходимых социальных качеств и жизненных ориентиров – важнейшая задача для любого государства. В нашей стране задачу формирования духовных доминант выполняли сначала семья и Православная церковь, а с 1917 года – семья и система идеологических организаций. После 1991 года семья, как важнейший компонент формирования государственно-значимых качеств у подрастающих поколений, практически не рассматривалась в новых государственных стратегиях, а идеология и идеологическая работа были признаны вредным атавизмом тоталитарного общества.

В.В. Патоков, к.э.н., Руководитель отделения фонда «Наследие митрополита Питирима», Председатель Клуба молодых обществоведов им. С.Г. Кара-Мурзы в заключение работы круглого стола добавил, что сейчас мы стоим на пути создания Русского культурного центра, который будет являться платформой и координационным центром общественных преобразований в городе Тольятти.

Он призвал все другие культурные центры, а также представителей традиционных религий России сплотиться перед лицом общих угроз, проводить скоординированную политику возврата традиционных ценностей, сконцентрировать научную мысль на поиске духовных, символических и культурологических скреп наших народов, считающих Россию – общей Родиной, а русский язык – главным языком повседневного общения, всячески способствовать укреплению основ Российской государственности.